image

ИКОНОГРАФИЯ АНГЕЛОВ – ЛЕКЦИЯ ОЛЬГИ ЛИСИЦИНОЙ (+ВИДЕО)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
24 октября 2014 года, в лектории Музея русской иконы состоялась лекция Ольги Лисицыной «Иконография ангелов». Лекция посвящена формированию канона изображения ангельских сил; влиянию традиции почитания и изображения бесплотных духов в иудейской и эллинистической среде на сложение христианской иконографии. Предлагаем читателям текст и видеозапись лекции.

Сегодня мы поговорим об Ангелах. Надо напомнить, что три великие монотеистические религии, такие, как иудаизм, христианство, ислам, рассказывают нам о существовании невидимых духов-воинов, постоянно говорят об их контакте с людьми, так что сомнений в том, что действительно духовный мир существует ни в одной религии нет. В самом Библии слово «Ангел» встречается более, чем 400 раз, и это только слово «Ангел», не учитывая те слова, которые тоже могут быть интерпретированы, как Святые духи (это серафимы, херувимы, ангелы Господни, и так далее). И несмотря на это, из Божественного Откровения об Ангелах нам известно не так уж много, потому что надо сказать, что творцы Священного Писания очень аккуратно подходили к вопросу описания ангельского мира: за исключением буквально нескольких отдельных эпизодов в Книге Иова, мы не встретим с вами описания ангельского мира как такового, самого по себе – только в его отношении к нашему миру, когда Ангелы кому-то являются, когда они проявляют себя по отношению к живущим людям.

Что мы можем сказать об Ангелах? Каковы наши литературные источники? Естественно, Священное Писание. Само слово «Ангел» наше, русское, на самом деле вовсе не русское слово, а греческое «ἄγγελος», что в переводе буквально означает «вестник, посланник». Но это тоже не изначальная форма этого слова, а дословный перевод еврейского слова מלאך «малах». Это слово также обозначает «вестник, посланник» и происходит от древнееврейского корня, который означает глагол «посылать». Какой мы из этого можем сделать вывод? Слово «Ангел» не описывает нам природу этих существ. Что это за духи, какова их природа, сказать мы не можем. Мы можем только сказать об их служении, что они – «служебные духи».

На иврите вместо слова «Ангелы» используется слово «малахим». Если вы почитаете на иврите Ветхий Завет, там очень часто будет употребляться это слово. Причем слово «малахим», как «послание», может употребляться в двояком значении. С одной стороны, это послание Бога как таковое, безличное, адресованное человеку, с другой стороны, словом «малах» может обозначаться живое существо, дух, который это послание передает.

В Священном Писании, помимо всего прочего, словом «Ангел» могут называться не только бестелесные духи, но и пророки. Перед вами икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Иоанн Предтеча неслучайно изображен с крыльями, так как здесь идет прямая отсылка на текст Евангелия от Матфея (11:10), который цитирует еще более древний текст (Малахия 3:1): «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Вот, пожалуйста, Иоанн Предтеча у нас называется «Ангелом, посланником».

 

 

Другое слово, которое употребляется для обозначения небесных духов, это אלוהים  «Элохим». Если вы откроете первую Книгу Священного Писания, Книгу Бытие, на иврите, в первой главе, первой строфе: «Вначале сотворил Бог небо и землю» будет употреблено слово «Элохим». Слово «Элохим» будет употребляться в Библии и для обозначения Бога, наравне с «Яхве», и для обозначения Ангелов.

В Ветхом Завете помимо перечисленных нами слов будут упоминаться также «серафимы» и «херувимы». Кстати, обращаю ваше внимание, один – «малах», много – «малахим», один – «элох», много – «элохим», один «херув», много – «херувим», один «сераф», много – «серафим». У нас неправильно перевели, неправильно поняли наши переписчики, и получается один «серафим», много – «серафимы», что неправильно с точки зрения филологии.

Не могу не показать эту красивую фреску, это Милешево, Сербия, замечательный «Белый ангел» из композиции «Воскресение Христова».

Важную роль в становлении учения об ангелах сыграл древний иудейский апокриф, который называется «Книга Еноха». Это сочинение III-II века до н.э. На данную книгу в частности ссылается апостол Иуда в своем послании (стих 14), цитируя ее: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…». Этот же текст упоминается у древних писателей, у Оригена, у Тертуллиана, вплоть до позднего Средневековья Книга Еноха была очень популярна. Но что интересно, текст ее был нам неизвестен до XVIII века. Он сохранился в полном объеме только в каноне Эфиопской Библии, только на священном языке гыыз. Кстати, эфиопы считают, что изначально языком оригинала этой книги как раз и был язык гыыз. Напоминаю, это литургический язык эфиопской церкви.

В Новом Завете имеется также много упоминаний об ангелах. Архангел Гавриил благовествует Захарии о грядущем рождении Иоанна Предтечи, благовествует Деве Марии о грядущем рождении от Нее Спасителя мира. А также Воскресение, Вознесение и большинство других событий Священной истории происходит в присутствии Ангелов. В Книге деяний апостольских мы тоже встречаемся с Ангелами, например, Ангел выводит Петра из темницы. Об этом мы еще поговорим. Так вот, в Новом Завете, помимо упоминания самого слова «Ангел» впервые мы встречаем упоминание Архангелов. Архангел и на латинском, и на греческом языке обозначает «начальник Ангелов». О них тоже скажем чуть позже. Кроме того, апостол Павел в посланиях к римлянам, к ефесянам и к колоссянам упоминает еще такие Силы Небесные, как Престолы, Господства, Начала, Власти и Силы.

Перед вами палехская икона XIX века «Воскресение Христово» в окружении праздников, которая показана исключительно для того, чтобы сделать акцент на изображении пророка Еноха. Считается, что он вместе с Илией пророком находится в райских кущах и ожидает второго пришествия. В Священном Писании об отношении к Ангелам мы косвенно узнаем из слов Христа, когда Его приходят испытывать саддукеи и задают ему вопросы о некоей жене, у которой подряд было 7 мужей. Сначала один брат был женат на этой женщине, но умер, не оставив потомства, она по наследству, как было положено в еврейском законе, перешла к следующему брату, и так до 7-го брата. И саддукеи подходят к Спасителю с вопросом, кому же в Царствии Небесном достанется эта женщина, если за всеми семью братьями она была замужем. И Христос говорит, что в Царствии Небесном не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы на небесах. В чем был подвох? Дело в том, что саддукеи, которые задают этот вопрос Христу, не веровали ни в воскресение, ни в загробную жизнь, ни в Небесные силы – в Ангелов. Ответ Господа же утверждает наличие ангельского мира.

Тема ангелов также преобладает в другом апокрифическом тексте, это «Откровение Варуха». Варух – это ученик пророка Иеремии, живший в VI веке до Рождества Христова. Греческий апокриф, который называется «Откровение Варуха», был создан в I-II веках нашей эры  и рассказывает нам о восхищении главного героя на небо: последовательно, от первого до пятого неба, где он наблюдает движение небесных светил, которые сопровождают Ангелы, следящие за порядком во всем космосе, во всем мироздании.


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации

АНГЕЛЫ ВСЕГДА РЯДОМ

АНГЕЛЫ ВСЕГДА РЯДОМ

  • 27-июн-2015, 16:40

Если вы хотите помочь проекту