image

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ СТЕНОПИСИ

Эти вопросы были затронуты в беседе с руководителем мастерской «Тип-Икон» Николаем Геннадьевичем Бердниковым.

– Какие именно работы вы выполняете при подготовке к стенописи? 

– В подготовительные работы входят: стартовая шпаклевка с сеткой (два слоя) и финишная шпаклевка. Все это зашкуривается, грунтуется, – стены становятся гладкими. К данной работе следует отнестись максимально серьезно. Неправильно подготовленная поверхность может стать причиной того, что живопись погибнет, и все придется переделывать. Поэтому мы предлагаем заказчикам, планирующим доверить роспись нашим мастерам и кого заинтересовала двухлетняя гарантия не только на шпаклевку, но и на саму живопись, поручить подготовку стен специалистам мастерской «Тип-Икон». За два года, на которые мы даем гарантию, проявятся все недостатки, если они, паче чаяния, были допущены. Если на протяжении этого срока возникнут какие-то дефекты, отслоения, – мы бесплатно восстановим не только шпаклевку, но и саму живопись. А в случае, когда стены подготавливали другие мастера или роспись выполнялась представителями другой мастерской по нашей подготовке, мы, естественно, не сможем взять на себя ответственность за сделанное ими. Сами же специалисты по шпаклевке, даже взявшись исправлять недочеты, восстановят лишь поверхность, но никак не стенопись.
 
– Какова причина того, что подготовку стен под роспись приходится переделывать?
– Некачественная работа возникает из-за спешки или излишней экономии: на квалификации мастеров, на материалах. Если шпаклевку пытаются наносить поверх еще сырой штукатурки, – естественно, она отслоится. Важно соблюдать технологии: под определенную живопись требуется строго определенная подготовка; если у стен есть какие-то проблемы – например, грибок, влажность, – необходимо применение особых материалов. 
 
– Сколько времени уходит на подготовку стен под роспись?
– Все зависит от площади и архитектуры храма, а также от степени сохранности стен. Если церковь новая, а стены в ней прямые, то времени будет затрачено немного, если же храм старинный, со сложными архитектурными элементами, – работа будет более трудоемкой и, следовательно, более долгой. Для примера: храмы площадью порядка 350 квадратных метров, с прямыми стенами, с качественной штукатуркой, мы подготавливаем к нанесению живописи за полтора месяца. Но недавно в неком храме у нас ушло очень много времени на то, чтобы переподготовить стены под роспись: удалить вздутия, заменить шпаклевку и т. п. примерно на трети всего объема стен. До нас эти работы были выполнены слишком поспешно, что привело к возникновению дефектов. 
 
– Когда можно приступать к подготовке стен?
– Подготовительные работы выполняются, когда храм уже оштукатурен и выстоялся. Если здание новое и стены штукатурились полностью, приступать к шпаклевке под роспись можно примерно через год-два после завершения оштукатуривания: раньше не стоит, потому что храм должен просохнуть, дать усадку. Если же стены штукатурились частично, например – только определенные места утрат, то ждать так долго не нужно: готовность поверхности наступает через сорок дней, максимум – через два месяца.
 
– Что еще влияет на долговечность живописи?
– Важно использовать качественные краски. Сейчас пишут в основном акриловыми и силикатными – для каждых требуются особая подготовка и специальные материалы. Большинство производителей выпускают краски, дающие возможность стенам дышать, – это позволяет избежать скопления конденсата, из-за которого, по большому счету, живопись и отпадает от стен либо покрывается плесенью.
 
– Как правильно очищать стенопись от копоти?
– В первую очередь следует позаботиться о том, чтобы копоти было как можно меньше: оборудовать в храме действенную систему вентиляции, использовать натуральные восковые свечи. Мыть стены, расписанные акрилом или силикатом, нельзя: смешавшись с водой, копоть размажется, забьет собой поры стен и въестся еще глубже. Поэтому стены лучше обмахивать сухой мягкой щеткой. Интересно, что в старину фрески чистили мякишем черного хлеба.

– Обработать таким образом большую площадь довольно проблематично. Существуют ли материалы, позволяющие мыть стенопись? 
– Существуют, и мы применяем их по желанию заказчика: например, обработали таким лаком стены храмов в поселках Гордеевка и в Лосино-Петровском. Если покрыть им расписанную поверхность, ее можно будет мыть, причем стены сохранят способность дышать. Но у этой технологии есть побочный эффект – живопись станет глянцевой, при искусственном освещении на ней будут возникать блики и отражения, что нравится не всем. Древние фрески, которые писали по сырой штукатурке, как известно, были матовыми. Важно учесть, что покрывать стенопись обычными лаками, не сохраняющими дышащую поверхность, не предназначенными для стенописи, ни в коем случае нельзя. 
 
– Какие еще интересные работы вы выполнили в текущем году?
– В поселке Слобода Волчья, расположенном в Татарстане, наши мастера расписали потолки деревянного храма в честь святых Космы и Дамиана. Потолки эти обшиты гипсокартоном, что позволило покрыть их живописью. Вспомним: в старинных русских деревянных храмах для того чтобы выполнить роспись, делали специальный подвесной потолок из дерева, обычно круглой формы, – так называемое «небо». Современные технологии облегчили эту работу: гипсокартоновый щит, который также свободно подвешивается к потолку, значительно легче и экономичнее деревянного. Такой потолок может быть плоским – как в храме Слободы Волчьей, а может – и объемным: например – в церкви поселка Псебая, о котором мы говорили в одном из прошлых номеров «Благоукрасителя», был сферический свод из гипсокартона. 
 
– Вы разрабатываете иконографию святых?
– Как правило, мы не опираемся на образцы, созданные современными иконописцами. Если пишем сюжеты, существующие с древности, – ориентируемся на разработанную в старину иконографию, когда же работаем над ликами новомучеников или других святых, канонизированных недавно, – опираемся на их портретные черты и свой опыт. Недавно к нам обратились представители кряшенов – православных татар. Они готовят документы к прославлению в лике святых своего соотечественника Николая Ивановича Ильминского – профессора Казанского университета и почетного профессора Казанской Духовной Академии, много потрудившегося на ниве воцерковления татарского и башкирского народов. Он жил в конце XIX столетия, перевел на татарский и башкирский языки богослужебные книги, отличался праведной жизнью. Нас попросили написать его образ, – то есть разработать иконографию по сохранившимся портретам. Помимо этого, мы разработали иконографию еще нескольких образов, в том числе – иконы местночтимых святых Екатеринбургской епархии.
 
Издательство«ORTOX Русиздат».Журнал «Благоукраситель» №49,2015 г.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Если вы хотите помочь проекту