image
Возникает вопрос: по каким образцам писались и пишутся иконы Серафима Саровского? Вспомним Стоглав, который предписывает, чтобы икона была изображением святого "по образу", т.е. отображением его природы; "подобию", т.е. чтобы включались характерные черты святого, и "по существу", т.е. внимание иконописца должно быть обращено на существенные, связанные со служением и жизнью святого признаки, отображающие духовную сущность его подвига.

Откроем руководство по иконописи В.Д. Фартусова, который десятки лет занимался написанием образов и стенных росписей, в том числе в храме Христа Спасителя в Москве.

"Святой Серафим Саровский чудотворец: старец 72 лет, русского типа, сед, сгорблен, лицо худощаво, широковато, нос небольшой, глаза невелики и полуоткрыты, волосы густые, борода тоже густая, невелика, окладиста, широковата и раздвоена; выражение лица кроткое и любвеобильное; одежды монашеские, в епитрахили и поручах.

Так в руководстве В.Д. Фартусова в описании хартий - свитков, которые держит на иконах святой, мы находим краткое изложение самобытного учения преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни и стяжании благодати Святого Духа.

Почитание в народе старца было велико и при жизни, и после его блаженной кончины. Без сомнения, иконы Серафима Саровского начали писать до официальной канонизации 1903 г. "по существу", "образу" и "подобию". В то время существовали его прижизненные портреты, но за основу был взят портрет работы художника Серебрякова, утраченный в годы лихолетий. Если говорить о живописи на холсте преподобного, то в основном это или поясное изображение, или старец, идущий в пустынь. Сегодня существуют считанные единицы прижизненных портретов Серафима Саровского, причем все они, по достоверным свидетельствам, были написаны по его благословению. Прижизненная иконография преподобного Серафима - тема отдельного исследования, но я считаю нужным назвать хотя бы следующие прижизненные портреты святого, известные мне лично, либо по литературным источникам:
- живописный образ преподобного Серафима в собрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
- портрет святого в одном из киевских храмов на Подоле;
- портрет старца Серафима, некогда принадлежавший Серафимо-Дивеевскому монастырю, а ныне находящийся в обители Ново-Дивеево (США);
- единицы портретов святого в частных коллекциях и других собраниях.

Публикуем уникальный прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского, датированный 1829 год, из частной коллекции.
Есть также живописные изображения старца Серафима, написанные художниками вскоре после его успения или во второй половине XIX века по памяти или с прижизненных образцов с привлечением персональных свидетельств, лично знавших святого. К таким произведениям, безусловно, относится известный портрет Саровского старца, хранящийся в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии, созданный в 1860 или 1870-х годах (Православный церковный календарь 2003 года. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, с. 177).

Житийная икона преподобного Серафима.

Житийных икон преподобного Серафима встречается много в храмах, музеях и в частных собраниях. Как правило, клеймы располагаются и читаются слева направо по горизонтали и отражают весь путь святого: рождение, крещение, постриг, подвиги, искушения, блаженную кончину, чудеса. Конечно, в каждой житийной иконе расставлены духовные акценты, отображающие особые моменты в жизни святого.
Посмотрим на житийную икону преподобного Серафима Саровского из Музея древнерусского искусства им. святого Андрея Рублева (г.(г. Москва).

Средник иконы - поясное изображение преподобного в мантии, епитрахили и поручах. Интересное размещение верхнего ряда клейм. Это икона Божией Матери "Умиление", особо чтимая келейная икона святого старца, образ Спаса Нерукотворного, означающий Первообраз, который Спаситель Сам передал людям. В житийном образе Серафима Саровского почти каждое клеймо можно рассматривать как самостоятельную икону. Например, клеймо "Болезнь отрока Прохора и его чудесное Выздоровление".

В житии святого Серафима, опубликованного в Четии-Минеи святителя Димитрия Ростовского, мы находим описание его смертельной болезни: "...В тяжелое для него время Прохор видит в сонном видении Пресвятую Богородицу, которая обещала посетить его и исцелить от болезни. В это время случился в Курске крестный ход, во главе с чудотворной иконой Знамение Пресвятой Богородицы Курской Коренной. Благочестивая Агафия поспешила вынести больного сына, приложила его к чудотворной иконе Богоматери, после чего отрок совершенно выздоровел".

Из литературы, посвященной истории преподобного Серафима, мы знаем, что это чудо на крестном ходе с Курской Коренной вызвало дикую злобу демонов и они возбудили среди участников крестного хода целую потасовку. Скандал этот вызвал запрет на проведение в Курске крестных ходов с Курской Коренной на много лет, и только потом по специальному Указу Императрицы Екатерины Великой было получено разрешение на возобновление традиции знаменитых курских крестных ходов.

Необходимо отметить еще несколько клейм, по сюжетам которых тиражировалось много икон в начале XX века. Например, "Тысячедневное моление Преподобного Серафима на камне" (в московском храме пророка Илии в Обыденском переулке есть икона, написанная священномучеником Серафимом Чичаговым, одним из главных инициаторов прославления святого и автором Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря).

"...При жизни старца никто не знал о сем необычайном молитвенном его подвиге, который он сумел скрыть от любопытствующего взора человеческого" .И лишь незадолго до блаженной кончины своей преподобный Серафим, по примеру многих подвижников, в числе других обстоятельств своей жизни, поведал некоторым из Саровской братии и о сем своем дивном подвиге. Один из слушателей сказал тогда, что подвиг этот выше сил человеческих. На сие святый старец отвечал со смирением веры:

- Святый Симеон Столпник сорок семь лет стоял на столпе, а мои труды похожи ли на его подвиги?
Этот сюжет как икона писался для богомольцев на камнях и даже на осколках того самого камня, на котором подвизался старец.
По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, я много лет занимаюсь изучением жизни и подвигов, историей прославления иконографией другого русского подвижника преподобного Нила Столобенского, который так же подвизался по примеру преподобного Симеона в одном из видов столпничества: 27 лет он не ложился на ребра Христа ради, позволяя себе отдыхать, только опираясь подмышками на специальные крючья, вбитые в стену его кельи.
Икона преподобных Нила и Серафима хранится в краеведческом музее города Осташкова.
Другой образ из ряда клейм "Нападение разбойников на батюшку Серафима" также был популярен и в виде отдельных икон.
Существуют и другие иконописные сюжеты из его жизни: "Преподобный кормит медведя", "Последнее явление Пресвятой Богородицы старцу Серафиму", "Блаженная кончина преподобного Серафима Саровского".
По поводу последнего клейма, сюжет которого также широко распространен и в отдельных храмовых иконах, хочу сказать следующее. После завершения тысячедневного моления на камне святой старец продолжил свой тайный подвиг длительных коленопреклоненных молитв, почти не позволяя себе отдыхать. Так в молитвенном коленопреклонении он и предал Господу свой дух. Когда по его успению Саровские монахи взломали запертую дверь кельи старца, они увидели его молящимся на коленях со сложенными крестообразно руками на груди. И этот сюжет - молитвенная фигура с закрытыми очами - вскоре после смерти Саровского чудотворца стал издаваться в виде гравюр и литографий, а после его прославления был обращен в сюжет и для икон.
Подобным образом почил и преподобный Нил Столобенский, опираясь на крюки, вбитые в стену кельи. Широко известные и распространенные деревянные резные фигурки преподобного Нила изображают именно успение подвижника, так как на всех этих объемных образах, вырезанных из дерева, святой изображен с закрытыми очами. Традиция русского тайного столпничества от преподобного Нила Столобенского, Серафима Саровского уже в XX столетии во Время Великой Отечественной войны была продолжена тысячедневным молитвенным подвигом на камне новопрославленным преподобным Серафимом Вырицким, который своей молитвой выстроил духовный заслон на пути врага Отечества.
В Житии преподобного Серафима сказано, что в 1825 году старца посещали лица Царской Фамилии. Там говорится, что у него принял благословение великий князь Михаил Павлович, но составители официального жития ничего не говорят о посещении его Императором Александром I, иносказательно скрывая этот факт церковного предания под множественным числом "лица Императорской фамилии". Однако такое клеймо "Император Александр I у преподобного Серафима" встречается на современных житийных иконах. А ранее были даже живописные работы по этому сюжету и гравюры.

Многое из благочестивой жизни старца тиражировалось литографиями того времени. Многое стало живоносным преданием, которое не иссякнет вовеки, ибо блажен дарующий благо другим, исполняющий волю Царя Небесного, исцеляющий душу, разум и тело. Именно обстоятельства, связанные с этой загадочной встречей Императора и старца, легли в основу предания о том, что Император не умер в 1825 году в Таганроге, а по благословению преподобного Серафима Саровского и Псково-Печерских старцев принял на себя небывалый прежде в истории тайный подвиг странничества Христа ради под именем ставшего вскоре известным сибирского старца Феодора Кузьмича, почитаемого ныне как местночтимого Томского святого.
 
Иконописцы, работающие над образами Серафима Саровского, обращались и к образцам русской иконы XVI-XVIII веков. Это зависело от того, какую цель и задачу ставил мастер, создавая тот или иной образ.
Главное было подчеркнуть, что святой - столп и утверждение Истины (1 Тим.3,15), что он в своем столпническом молитвенном стоянии - духовная основа для Церкви и России. Именно поэтому нередко образ святого Серафима выдвигается на передний план на фоне Серафимо-Дивеевской обители, которая в свою очередь символизирует собой Небесный Град - Новый Иерусалим. Над святым - образ Божией Матери "Умиление". Взгляд преподобного устремлен в глубь своего сердца- Бог послал в сердце... Духа Святого (Гал 4,6), десница прижата к левой стороне груди. В ростовых иконах часто присутствует выразительный земной ландшафт -сакральные просторы Руси. В поясных изображениях рука святого также прижата к сердцу, либо обе руки сложены на груди, как перед причастием, нередко пальцы правой руки бывают сложены для благословения.
Интересная деталь икон, в левой руке преподобный держит четки или чаще лестовку - монашеский духовный меч для соблюдения молитвенного правила и достижения состояния духовного подвижничества, отрешения от всего мирского. Иногда преподобный старец изображался в холщовой рубахе с "вирижным" крестом на шее. 
 
 

 

 

 

 


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ

  • 23-окт-2014, 05:47
СВЕТ В ИКОНЕ

СВЕТ В ИКОНЕ

  • 15-май-2014, 18:04
КАК ПИСАЛИ ИКОНЫ

КАК ПИСАЛИ ИКОНЫ

  • 15-май-2014, 18:00

Если вы хотите помочь проекту