image

ИСТОРИЯ ИКОНОПИСИ - ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЧАСТЬ 2.

Москва.
Богоматерь. Икона из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля. 1380-90 гг.
 
Богоматерь Донская. Конец XIV века. ГТГ.
 
Оборот Донской иконы. Успение Богоматери
 
Борис и Глеб. Конец XIV века. ГТГ.
 
В конце XIV столетия именно в Москве сосредотачивается художественная жизнь Руси. Здесь работают свои многочисленные мастера и ни менее многочисленные приезжие: греки, сербы и др. В Москве работает в конце жизни Феофан Грек. Иконопись этого периода подготовила основание для расцвета русской иконописи начала XV века и родила
гений Андрея Рублева. В последние десятилетия XIV века были созданы первые большие иконостасы.
К этому времени относится создание поясного Высоцкого чина (ГТГ, см. Палеологовский период), а также, вероятно, ростового деисусного чина, находящегося сейчас в Благовещенском соборе  Московского Кремля. Деисусный чин Благовещенского собора приписывается Феофану Греку, хотя мог быть создан и другим выдающимся греческим мастером для какого-то другого очень большого собора. Он поражает «титанизмом» и проникновенностью образов, а также великолепной византийской живописью. Гораздо более распространёнными были образы иного содержания. В них вместо патетики и монументального размаха преобладало настроение сосредоточенности и тихой молитвы.
Наиболее известна Донская икона Богоматери с образом Успения на обороте (ГТГ). Образ мог быть создан около 1392 года для Успенского собора в Коломне. Если изображение Богоматери с Младенцем наделено редкой гармонией и теплотой чувств, то написанное на обороте Успение исполнено в совершенно иной манере. В нём преобладает острая выразительность, особенно заметная в изломанных фигурах и чертах лиц скорбящих апостолов. Некоторые
сохранившиеся иконы этого времени исполнены уже в новой манере, предвещающей последующий стиль русской иконописи. Они отличаются тонким и мягким письмом и продолжают ряд утонченных созерцательных образов.
К их числу можно отнести иконы «Иоанн Предтеча— Ангел пустыни» (ГТГ), святитель Николай в житии из Николо-Угрешского монастыря (ГТГ), Богоматерь Одигитрия (ГТГ), перенесенная в 1397 году преподобным Кириллом Белозерским в свой новый монастырь. 
Замечательная икона Бориса и Глеба на конях (ГТГ), хранившаяся в Московском Кремле, привлекает внимание тонко переданными переживаниями святых братьев, непреклонно идущих на мученичество. 
В великолепной иконе Воскресения Христова (Сошествия во ад), происходящей из Коломны (ГТГ), напротив нет никакой скорби или печали. Икона наполнена ощущением тихого блаженства, достигнутого покоя и радости. Величественность образа создана и чрезвычайно развернутой, подробной иконографией. 
Ещё один известный памятник московской иконописи, созданный около 1403 года как храмовый образ собора Переславля-Залесского (ГТГ)—икона Преображения, приписываемая школе Феофана Грека. Большой торжественный образ действительно следует монументальному, классическому направлению поздней палеологовской живописи. Её автор был русским иконописцем, усвоившим многие приемы византийского искусства. Некоторая геометричность композиции искупается красотой живописи и искренностью образов.
  
Продолжение следует...

Расцвет русской иконописи в начале XV века. Преподобный Андрей Рублёв и его
современники.
 
Новгородская иконописная школа.
 
Отличается своеобразной манерой письма икона «Никита Бесоубийца с Деисусом и избранными святыми». Псковская школа.
 
Другие иконописные центры: Тверь, Ростов, Суздаль и т. д.
 
2 половина XV века. Дионисий.
 
XVI век.
 
После Дионисия. Грозненское время. Мастерские митрополита Макария. Новые иконографии. Конец XVI века. Годуновская школа. Строгановские иконы.
 
XVII век.
 
Возрождение прежних традиций после смутного времени. Масштабы художественных работ.
 
2 половина XVII века. Появление новых художественных форм. Оружейная палата МК. Ориентация на европейское искусство. Симон Ушаков. Иконопись старообрядцев.
Иконопись петровского времени и синодального периода.
 
Литература:
1.В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007
2. Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви.
3. В.Д.Сарабьянов. «Успение Богоматери» и «Рождество Христово» в системе декорации собора Антониева монастыря и их иконографический протограф//Искусство Христианского мира. Выпуск 5. М.,ПСТБИ, 2001.
4. В.Д.Сарабьянов, Э.С.Смирнова. История древнерусской живописи.
5. Л.И.Лифшиц. Очерки истории живописи древнего Пскова. М.,"Северный паломник", 2004.
6.Сорокатый В. М.Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия) // Ферапонтовский сборник. VI : Антология.— М.: Индрик, 2002.
 
 
 
 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Если вы хотите помочь проекту